Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Отказ от израильского гражданства
 
В соответствии с Законом 'О возвращении', любой еврей, его дети и внуки, а также члены их семей имеют право на репатриацию в Израиль и, как следствие, на израильское гражданство, которое, в соответствии с Законом 'О гражданстве', предоставляется им автоматически. А может ли израильский гражданин с такой же легкостью отказаться от своего гражданства?

Просьба об отказе от израильского гражданства должна быть рассмотрена в соответствии с п.10 Закона 'О гражданстве' государства Израиль.

П.10.
а) Совершеннолетний гражданин государства Израиль, который не является его жителем, имеет право письменно заявить о желании отказаться от своего гражданства.
б) Совершеннолетний гражданин, сообщающий, что он желает прекратить являться жителем Израиля, имеет право письменно заявить о желании отказаться от своего гражданства.
:
д) Отказ от гражданства в соответствии с этим пунктом требует согласия министра внутренних дел, и если министр согласится с таким отказом - гражданство будет отменено с того дня, который будет установлен министром. Следует обратить внимание на две категории граждан, которые вправе заявить о желании отказаться от израильского гражданства. В пункте 10,а Закона речь идет о гражданах, которые уже не являются его жителями, тогда как в пункте 10,б - о гражданах, которые только желают прекратить являться жителями государства. В обоих случаях Закон предоставляет министру МВД право принять или отклонить заявление гражданина. Для правильного толкования п.10 Закона 'О гражданстве', прежде всего, необходимо определить понятие 'жителя' Израиля, так как только гражданин, 'который не является его жителем', или гражданин, который 'желает прекратить являться жителем Израиля', имеет право 'заявить о желании отказаться от своего гражданства'. Пункт 14,в Закона О гражданстве установил презумпцию - 'Житель Израиля, проживающий за границей, продолжает считаться, для указаний данного закона, жителем Израиля, до тех пор, пока не обосновался за границей'. В этом пункте законодатель использовал три совершенно разных, очень сложных в определении понятия - 'житель Израиля', 'проживание' и 'обоснование', при том что ни одно из них не было определено в самом Законе. В Израильских судебных прецедентах принято мнение, что у этих понятий нет в законодательной базе единого определения, и что их смысл изменяется в зависимости от толкования того или иного закона.
Например, понятие 'житель' в Законе 'О регистрации населения' отличается от этого понятия в Законе 'О судопроизводстве раввинатских судов' или в Законе 'О национальном страховании'. (см. Багац 129/63 на стр.1651 или Багац 95/63)
Высший Суд Справедливости Израиля под председательством бывшего председателя Верховного суда М.Ландау установил, что 'понятие 'житель' в Законе О гражданстве должно толковаться из сущности и смысла самого этого закона, без помощи других источников. Во-вторых, понятие 'житель' не является и не зависит от формального статуса, а скорее зависит от поведения самого человека, проявляющегося в объективных фактах конкретного случая. Так было установлено в деле Макабиан (Багац 258/52 в конце стр. 850:), в Багаце 84/54 и в Багаце 182/58. В этих случаях на основании поведения заявителя, так как оно выглядело со стороны, было установлено, что заявитель является 'жителем' Израиля, несмотря на его собственное желание оставить Израиль'.
И далее судья анализирует конкретные обстоятельства дела: 'Официальный статус заявителя во Франции не ясен. Но даже и без этого, : он не работает во Франции, и все еще зависим от поддержки его родственников за границей. Он пользуется своим Тунисским паспортом, тогда как в своем заявлении указал, что не собирается возвращаться в Тунис, но, с другой стороны, для того, чтобы не быть призванным в Армию обороны Израиля, он заявил, что заинтересован в сохранении своего тунисского гражданства. А следует ли из сказанного, что заявитель обосновался во Франции? Я сомневаюсь, что этот молодой человек окончательно определил для себя, куда направить свои стопы, тогда как его сестры и родители живут в Израиле. То, что действительно ему ясно, так это то, что он не хочет служить. Несмотря на это, я согласен допустить (не то что бы меня убедили в этом), что, судя по его декларации, заявитель видит центром своей жизни Францию, и что он обосновался во Франции, и поэтому на него распространяется п.10,а Закона о гражданстве: Однако это все равно не отменяет компетенцию Министра МВД в соответствии с п.10,д не согласиться с отказом заявителя от Израильского гражданства: Гражданство - это статус, порождающий у гражданина определенные законом права и обязанности. Эти права и обязанности не указаны в самом законе, который только устанавливает условия приобретения и потери гражданства, они указаны в других законах государства Израиль: Министр (который отклонил просьбу об отказе от гражданства - В.М.) действовал в рамках своей компетенции, когда в своем решении учел, выполнил ли заявитель все свои обязанности перед государством' (см. Багац 296/80 Бокобзе против государства Израиль, стр.492). Жесткая политика государства Израиль и судебной практики в вопросах об отказе от Израильского гражданства обусловлена историческими процессами, протекавшими в Европе до создания государства Израиль.
Миллионы людей погибли во Второй Мировой Войне, миллионы других остались без крова и без родины. Примерно два миллиона людей не хотели и не могли вернуться в свои дома. Не менее 10% из них были евреи. Многие из них проживали во временных лагерях. 04.07.1946, после войны, произошел погром в городе Киелсе в Польше. Более 40 евреев были убиты и многие ранены (см. Энциклопедия иудаики том.6 стр.75 и далее том 9 стр.990, Glahn, law Among Nations, 4th ed. P. 210). Еврейский народ понес очень тяжелую утрату. Треть его была уничтожена нацистами и их помощниками. Те же, кто уцелел в катастрофе, скитались по Европе. Ворота же земли Израиля были закрыты указаниями Белой Книги. Только некоторые смогли прорваться в Израиль. В конце войны Еврейское агентство просило получить сто тысяч въездных виз в Израиль, но его просьба была отклонена. Корабль 'Сент Луис' с евреями на борту, которые пытались сами спастись из Германии до начала войны, не смог найти страну, которая бы приняла его пассажиров. В конце концов, судно со своими пассажирами вынуждено было вернуться в Германию. Все пассажиры этого судна были отправлены в концлагеря, где и нашли свою смерть. Не было страны в мире, которая бы открыла свои двери перед еврейским народом! Выводы, сделанные после Второй мировой воины, в свете того, что произошло с еврейским народом, и понимание того, что только еврейское государство может быть надежным защитником своего народа, заставляло руководство страны, после его создания, чувствовать особую миссию и обязанность защищать и спасать каждого еврея. Каждого еврея, изъявившего желание приехать в Израиль, с радостью принимают в Израиле. Ворота земли Израиля открылись, и поток репатриантов вылился на эту землю. Никто не проверяет истинных намерений этих людей, хотя есть и такие, которые пользуются тем, что израильское гражданство раздается с такой легкостью. Речь идет о людях, которые получают израильское гражданство и паспорт для того, что бы использовать его как трамплин в другие страны. Эти люди получили гражданство в соответствии с Законом 'О возвращении', но хотят они или нет, не могут сами отказаться от него, так как министр внутренних дел, как правило, очень редко разрешает это (см. решение 1545/97 Юридический Советник Правительства против некоторого Такдин 98 (3), 4, стр.27). Израильское гражданство предоставляется всем репатриантам, в том числе и тем, которые на самом деле не собирались обосноваться в Израиле, а только заявили о своем желании обосноваться. В Багаце 182/58 Ротенберг против Заместителя председателя управления кадрами, Судебные решения, т. 14 стр.469, 472, председатель суда Ольшан сказал:
'В законе 'О возвращении' речь не идет о репатрианте, который действительно намеревался обосноваться в Израиле. Речь идет о репатрианте, который только 'изъявил желание обосноваться'. Человек может изъявить желание устно или своим поведением. Если человек говорит в консульстве, что он хочет обосноваться в Израиле, а в сердце у него такого намерения нет, он не может потом, после приезда, оспаривать свое волеизъявление и утверждать, что на самом деле не собирался этого делать:' Израильские Законы не предусматривают возможность лишения гражданства таких фиктивных репатриантов, даже если будет доказана стопроцентная фиктивность его намерений обосноваться в Израиле. У министра внутренних дел нет компетенции лишения гражданства, за исключением случаев предоставления фиктивных данных (п.11,б Закона 'О гражданстве'). По этому поводу Судья Окружного суда Иерусалима Моше Равид сказал, что Гольдман несколько не точен, так как п.14,в Закона о гражданстве для лишения гражданства, законодатель не ограничивается требованием 'намерения' обосноваться, а требует 'действия' - фактического обоснования в другом государстве. Тогда как для получения гражданства действительно необходимо лишь 'намерение' (см. решение 1545/97 Юридический Советник Правительства против некоторого Такдин 98 (3), 4, стр.27). Фактическое обоснование в другом государстве определяется в судебной практике государства Израиль, прежде всего, периодом проживания в другой, конкретной стране, получением статуса постоянного жителя в ней, наличием имущества в этой стране и средств к существованию, отсутствием всяческих связей с Израилем и, главное, имущественных, как, например, управление имуществом, недвижимость, бизнес, а также отсутствие семейных уз с жителями Израиля, отсутствием неисполненных гражданских обязанностей перед государством Израиль.
Но даже в ситуации, когда будет установлено, что гражданин уже не является 'жителем' Израиля, то есть обосновался в другой стране, министр имеет право не согласиться с отказом от гражданства. Право министра внутренних дел очень широко, но не безгранично, и ограничивается другими законами, например, такими как Базисный Закон 'Уважение человека и его свободы'. Но это уже не предмет настоящего сочинения. В любом случае, до тех пор, пока гражданин не получил письменное согласие министра на его заявленный отказ от гражданства, хочет того человек или нет, он продолжает оставаться гражданином Израиля, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И единственный способ решения этого вопроса - это обращение в Высший Суд Справедливости против Министерства Внутренних Дел Израиля.
 
Со времён людоедства нравы очень огрубели...
	Подставь правую ягодицу,когда тебя бьют по левой...
	Психически больная совесть...
	И многое другое в новой книге Михаила Маковецкого 'Белая женщина'.
	http://www.psich.com