Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Попали в аварию?
 
Действие водителя на месте попавшего в аварию
Действие водителя, ставшего свидетелем или непосредственным участником ДТП, необходимо рассмотреть в двух направлениях:
-В свете требований Правил движения, содержащих перечень необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим и фиксации обстоятельств происшествия;
-В свете рекомендаций специалиста по расследованию дорожных происшествий о правильном поведении водителя на всех этапах фиксации и расследования обстоятельств происшествия.
Опытные водители и автоспециалисты правоохранительных органов прекрасно знают целый ряд случаев, когда водители крайне халатно относятся к действиям по фиксации обстоятельств ДТП, что потом приводит, к утере самых веских доказательств их невиновности. А после драки кулаками не машут! Ни следов торможения или бокового скольжения; ни лежащих на дороге предметов, имеющих отношение к аварии; ни свидетелей уже не вернуть. А все это по чьей-то небрежности или не попало в протокол, или показано на схеме без указания размеров. А водитель, безусловно, стоял в стороне. Итак...
Часть 1 (ОФИЦИАЛЬНАЯ) ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ
Водитель, проезжающий место дорожного происшествия, обязан немедленно остановиться и действовать в следующем порядке:
-Предотвратить развитие событий происшествия, которые могут повлечь дополнительный ущерб;
-Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в рамках знаний, обязательных для всех водителей транспортных средств;
-Вызвать на место происшествия полицию и профессиональные спасательные службы и до их прибытия находится возле пострадавших, оказывая им помощь;
-В случае отсутствия возможности вызвать срочную помощь отправить пострадавших к ближайшему месту оказания квалифицированной медицинской помощи.
Водитель, ставший участником ДТП, где люди получили телесные повреждения, обязан:
-Немедленно остановиться и не трогать с места свое транспортное средство и все предметы, относящиеся к происшествию;
-Действовать, как указано в предыдущем разделе;
-Сообщить о происшедшем в полицию, указав место и характер происшествия, свои данные, сведения о пострадавших и участвовавших транспортных средствах;
-Сообщить пострадавшему или его попутчикам все сведения о себе и своем транспортном средстве;
-По указанию полицейского освободить место на проезжей части (после документальной фиксации точного расположения транспортного средства на месте аварии).
Водитель-участик ДТП, при котором нанесен только материальный ущерб, обязан:
-Сообщить владельцу поврежденного транспортного средства или другого имущества, получившего ущерб в результате ДТП, все свои данные, сведения о страховке и транспортном средстве. При необходимости предъявить удостоверение личности и позволить сделать все записи;
-Если транспортное средство мешает движению, убрать его к краю проезжей части или за ее пределы, предварительно сфотографировав или составив схему места происшествия. Эту схему желательно подписать на месте ДТП всем его участникам (рекомендация);
-Если владелец поврежденного транспортного средства или другого имущества не находится на месте происшествия, оставить ему записку с указанием перечисленных выше данных. Наряду с этим следует в течение 24 часов сообщить о случившемся в ближайшее отделение полиции.
Часть 2. РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Используя опыт правильных действий водителей, случаи из практики, знание Правил и элементарную юридическую грамотность, которой должен обладать каждый водитель (лицо, связанное с использованием источника повышенной опасности), рассмотрим следующие вопросы:
1.Права водителя, ставшего участником ДТП.
2.Действие водителя в ожидании прибытия сотрудников полиции.
3.Участие водителя в оформлении документов по факту ДТП.
4.Участие водителя в следствии по делу о дорожном происшествии.
Прежде всего мне хочется опровергнуть рассуждения о том, что участник ДТП не имеет возможности как-то влиять на весь ход расследования, что "водитель ничего не докажет и никогда не бывает прав". Дело в том, что каждый водитель должен уметь самостоятельно, без посторонней помощи, на месте определить - что произошло и получить предварительное представление: кто из участников ДТП виновен в случившемся. А затем самостоятельно активно участвовать в расследовании.
1.Неправ тот, кто не знает своих прав
Каждый водитель должен знать, что Закон дает ему большие права личного непосредственного участия во всех процедурах по осмотру места происшествия, участию в оформлении документов, даче всех необходимых, по его мнению, показаний и требовании их записи сотрудником полиции. Водитель имеет право на месте происшествия знакомиться со всеми материалами, составленными сотрудниками полиции, подписывать все схемы и протоколы, требовать точной записи показаний всех свидетелей и других лиц, причастных к ДТП. Он должен указать сотруднику полиции на все повреждения транспортных средств и имущества, находящегося в автомобиле, требуя записать в протоколе их точные наименования и степень потерь.
В случае усмотрения неточности в записях, сделанных лицом, оформляющим материалы ДТП, водитель имеет право потребовать их изменения. В случае отказа внести поправки он должен изложить свое мнение на отдельном листе и полицейский обязан приобщить его к протоколу, внеся в перечень составленных документов.
Никто не имеет права запретить водителю делать на месте происшествия фотографии, зарисовки, беседовать со свидетелями и участниками ДТП.
Все факты нарушения прав водителя, в частности, его личного участия в расследовании следует изложить в виде жалобы-заявления и направить на имя начальника полиции, на участке которого произошло ДТП, а в случае непринятия мер - в прокуратуру.
2.На месте ДТП в ожидании полиции
Как только столкнувшиеся автомобили остановились, первым делом водитель должен выяснить - нет ли пострадавших в результате аварии, и действовать в соответствии с вышеизложенными требованиями Правил.
Но вот все официальные предписания выполнены, и здесь главная задача водителя - принять все меры к сохранению обстановки на месте происшествия: не дать затоптать тормозной путь или следы бокового скольжения (после столкновения); не разрешать двигать предметы и детали автомобиля, отлетевшие в сторону от удара; не разрешать никому править какие-то детали оперения и вообще касаться автомобиля (вращать руль, переключать скорости, нажимать педали).
Найдется много советчиков со стороны, дающих "ценные указания" -как "улучшить" обстановку ДТП до приезда полиции. Не слушайте никого!
Ни в коем случае не давайте втянуть в себя в спор - "кто виноват?!", так как здесь действует не сила доказательств, а сила голосовых связок.
Даже определив, что вы виновник (что зачастую оказывается впоследствии ошибкой), обязательно дождитесь сотрудника полиции и выполняйте все его распоряжения. Но... еще раз прочтите перечень своих прав.
Учтите, что в большинстве случаев водитель в складывающейся аварийной ситуации реагирует на внезапность правильными привычными действиями и поправлять результаты не рекомендуется. Так что ждите полицию и чаще повторяйте про себя "cовланут"...
3. На месте ДТП вместе с инспектором
Практически, беседуя о правах водителя, мы уже полностью охватили образ его действия при оформлении материалов ДТП. Хочу перечислить моменты, достойные особого внимания:.
-Сразу дать понять лицу, руководящему осмотром места ДТП, что вы знаете свои права и собираетесь воспользоваться ими. Но осуществляйте свое участие корректно, без нажима, не вступая в ненужные споры. Все ваши возражения следует подать в письменной форме и проследить, чтобы они были приобщены к другим материалам..
-В случае требования "освободить место ДТП", "пройти в сторону", "не мешать", немедленно напомнить о своем праве личного участия во всех следственных действиях на месте ДТП, так как в противном случае вами не будут подписаны все необходимые документы..
-Будьте внимательны, перечисляя видимые повреждения транспортного средства и ущерб, нанесенный багажу и другим вещам (в том числе серьезные повреждения одежды). Все это необходимо для решения вопроса о компенсации..
-И последнее (но не по важности). Запишите для себя свидетелей происшествия с их адресами и телефонами, несмотря на то, что их уже внесли в протокол.
4.Во время следствия по ДТП
В процессе следствия водитель-участник ДТП может являться свидетелем, пострадавшим или подозреваемым (при доказательствах - обвиняемым). Для того чтобы не стать пешкой в этом важном процессе и потом распутывать петли уже составленного обвинительного заключения, необходимы элементарные (обязательные) знания некоторых юридических положений, единых для всех национальных законов.
а)Уголовная ответственность ( уголовное дело)
Уголовная ответственность водителей и пешеходов предусмотрена специальными "транспортными" статьями свода законов государства Израиль в случаях, когда их неправомерные действия в процессе дорожного движения привели к причинению вреда людям или серьезного вреда имуществу. Если во время движения транспортных средств произошло событие, повлекшее серьезные телесные повреждения или смерть его участников либо был нанесен большой вред дорогостоящему имуществу (вплоть до его полного уничтожения), то для расследования происшествия выезжает специальная бригада полиции. На месте происшествия составляются документы, которые впоследствии послужат основанием для возбуждения уголовного дела. Только в результате тщательного расследования всех обстоятельств события , после выяснения роли всех участников, правомерности их действий до происшествия и во время его течения, можно точно установить, кто явился инициатором создания аварийной обстановки. Однако водитель не считается преступником до тех пор пока его вина не будет полностью доказана в суде. Ему может быть предъявлено обвинение по одной или нескольким статьям уголовного кодекса. Затем дело передается в суд и после судебного разбирательства выносится приговор. При этом гражданин может перейти из категории "подследственного" в ранг "осужденного".
б)Что такое "вина" (виновник)
Если в процессе какого-то транспортного происшествия был причинен вред здоровью людей, имуществу, дорожным сооружениям или самому транспортному средству, задача следствия - установить связь причиненного вреда с противоправными действиями участника (участников) ДТП. Если связь будет обнаружена, то этот участник и будет виновником происшествия.
в)Что такое "причинная связь"
Следствие может обнаружить ряд нарушений требований Правил со стороны водителя-участника ДТП (был в нетрезвом состоянии, превысил допустимую скорость, не надел ремень безопасности и т.д.). Необходимо установить "причинную связь" этих противоправных действий с наступившими вредными последствиями (т.е. является ли нанесенный ущерб прямым следствием этих нарушений). И если такой связи нет, то водитель может нести только административную ответственность за проступки, но не уголовную за последствия. Надо искать другого виновника или другие причины (см. ниже).
г)Что такое "непреодолимая сила", или "непреодолимые обстоятельства"
Причиной ДТП могут стать силы или обстоятельства, которые водитель был не в состоянии предвидеть, предотвратить или преодолеть.
Примеры:
1.Выехав в темное время суток из-за поворота дороги, водитель видит лежащее поперек дороги дерево, поваленное бурей. За час до этого он ехал здесь в другую сторону, и дорога была чистой. Появление в свете фар дерева внезапно, и расстояние до него меньше остановочного пути автомобиля, двигавшегося с разрешенной скоростью. Результат-авария с тяжелыми телесными повреждениями.
2.На пути водителя стал перебегать дорогу мальчик. Водитель применил экстренное торможение (вызванное необходимостью), и при этом лопнул тормозной шланг колеса. Автомобиль стало заносить, и мальчик был сбит. При технической экспертизе был обнаружен заводской дефект места крепления шланга, который водитель не мог обнаружить. Здесь действовала непреодолимая сила.
д)Преднамеренные и непреднамеренные действия
Дорожным происшествием не считается авария, если причинение вреда явилось результатом "преднамеренных действий" каких-то лиц.
Пример. Г-н "В", двигаясь на своем автомобиле со скоростью 110 км/ч, совершил столкновение с автомобилем, в котором ехал г-н "Б". При Этом "Б" погиб, а его потерявший управление автомобиль выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовиком. В аварии пострадали 3 человека, нанесен большой материальный ущерб. На следствии г-н "В" признался, что совершил по отношению к г-н "Б" акт мести. Г-н "В" привлечен к уголовной ответственности за преднамеренное убийство (орудие-автомобиль), а авария не попала в отчетность дорожной полиции.
Подавляющее большинство ДТП-результат непреднамеренных действий (невнимательность, неграмотность, неопытность, плохая реакция и т.д.), но водители за причинение серьезного вреда несут суровую ответственность как лица, профессионально связанные с использованием источника повышенной опасности - автомобиля.
е) Принятие неправильных мер
Причинной нанесенного в процессе дорожного движения вреда могут быть не противозаконные действия водителя, а принятия им в сложившейся аварийной обстановке неправильных мер, не только не предотвративших или смягчивших причинение вреда, но даже усиливших тяжесть последствий.
Пример. Двигаясь по дороге, имеющей 2 полосы в каждом направлении, водитель почти поравнялся со стоящим у тротуара автобусом. Внезапно из-за автобуса вышел мужчина, пересекавший проезжую часть. Водитель подумал, что тормозить бесполезно, и, не снижая скорости, резко сделал маневр влево, но не справился с управлением, автомобиль пересек ось дороги, выехал на противоположный тротуар и сбил 3-х человек (все получили телесные повреждения средней тяжести). Водитель был обвинен в принятии неправильных мер в конкретной обстановке. Правильно было или тормозить, тогда бы человек продолжал двигаться и возможно успел бы выйти из полосы движения, или одновременно с торможением направить автомобиль в борт автобуса, выбрав меньший ущерб.
Оперируя приведенными разъяснениями терминов расследования и обвинения, водитель может участвовать в процессе рассмотрения дела о ДТП на всех этапах. Надо только верить в торжество принципа "презумпции невиновности": водитель не должен доказывать свою невиновность, следствие должно доказать наличие вины. Задача водителя самому или с помощью адвоката приводить аргументы правильности своих действий. Конечно, в том случае, если он прав!
Уголовно-правовой аспект этого явления представляет собой лишь один из элементов системы предотвращения гибели людей и наказания виновных. С ним неразрывно связаны сложные проблемы безопасности движения, главными из которых являются проблемы организации движения и подготовки водителей. Правовые нормы, регулирующие происшествия такого рода изложены в ряде законодательных актов, главным из которых является Закон о наказаниях (Хок а-оншин). Закон не содержит специальной нормы, предусматривающей ответственность и наказание за причинение смертельных повреждений людям в транспортных авариях. Виновные водители несут ответственность либо по статье 304 о причинении смерти по неосторожности (гримат мавет бе-рашланут), либо по статье 298 об умышленном убийстве (арига). Наказание за неосторожное причинение смерти - 3 года лишения свободы и, по моему мнению, это явно недостаточно для такого рода тяжких последствий. Должно быть доказано, что водитель не предвидел наступления тяжких последствий, хотя мог и должен был их предвидеть. С другой стороны, альтернативой является уголовная ответственность за умышленное убийство, где санкция - 20 лет лишения свободы, однако для привлечения к ответственности по этой статье, обвинение должно доказать так называемый 'косвенный умысел', а именно, что водитель причинивший потерпевшему смертельные повреждения, хотя и не желал его смерти, но относился к возможным последствиям пренебрежительно или легкомысленно рассчитывал на их предотвращение. Характерным примером такого рода может служить привлечение к ответственности водителя, совершившего наезд на двух велосипедистов. Оба потерпевших погибли на месте. В Тель-Авивский окружной суд 18. 11. 01 направлено дело по обвинению Авива Зальцмана 18 лет из Ришон-ле-Циона, обвиняемого в умышленном убийстве при следующих обстоятельствах: 17 сентября, Зальцман, находясь в состоянии наркотического опьянения, вызванного применением гашиша, а также не выспавшись после ночи, проведенной в развлечениях, управлял автомобилем, и в 9 часов 45 минут на шоссе номер 2, в условиях ясной погоды и полной видимости, двигался со скоростью 105 км/час. Во время движения заснул, съехал на обочину и совершил наезд на велосипедистов. При рассмотрении таких дел часто возникают вопросы, требующие для своего разрешения специальных познаний: восстановление картины происшествия по следам на дорожном покрытии и на транспортных средствах, где необходимы знания в области трассологии, расчет параметров движения транспортных средств (расстояний и скоростей) и сопоставление их с техническими возможностями этих автомобилей и временем реакции водителей, для чего требуются инженерные знания, оценка характера и тяжести телесных повреждений потерпевших, для чего требуются знания в области судебной медицины. К участию в деле привлекаются соответствующие специалисты, которые дают заключения (хават даат) и свидетельские показания по вопросам своей компетенции. Это обязывает адвоката, осуществляющего защиту по такому делу, в достаточной мере разбираться во всех этих проблемах, и, при необходимости, быть достойным оппонентом этим специалистам, когда для защиты клиента необходимо опровергнуть их оценки и расчеты. Следует отметить, что даже при наличии свидетелей, они чаще всего дают противоречивую и неточную информацию, что вызывается неожиданным и быстрым развитием событий. Субъективные оценки скорости - 'водитель мчался как сумасшедший', достаточно распространенное мнение свидетелей, в особенности свидетельниц, при столкновениях и наездах. Общая безотрадная картина безопасности движения в Израиле, скорее отсутствия такой безопасности, все же не безнадежна. В последнее время законодательная власть все более начинает понимать, что безопасность движения в первую очередь обеспечивается не наказанием и воспитанием водителей, а такой организацией движения, при которой даже весьма легкомысленный и неумелый водитель не может проявить свою опасность для других участников движения.
Такой подход в организации действий в системе 'человек и машина' известен давно и получил название 'защита от дурака'. За неимением места и времени не буду останавливаться на объяснении этого подхода, отмечу лишь, что инвестиции в улучшение организации дорожного движения в Тель-Авиве, выразившиеся в достаточно простых мероприятиях - установке дополнительных светофоров и строительстве кольцевых развязок на перекрестках, позволили снизить аварийность на некоторых перекрестках минимум в 2 и максимум в 13 раз. (Данные Ям Иегошуа, Гаарец 18/12/01). Доктор Моше Беккер, специалист по проблемам транспорта и безопасности движения Хайфского Техниона, отмечает: 'Сегодня от 80 до 90% транспортных аварий относят за счет человеческого фактора, что совершенно несостоятельно. Значительная часть аварий может быть предотвращена путем инвестиций в улучшение качества сети дорожных коммуникаций и улучшение организации движения'. Кстати, в ходе вчерашнего заседания Кнессета утвержден в предварительном чтении законопроект, предписывающий установку в 'тяжелых' транспортных средствах (грузовых автомашинах различной грузоподъемности и автобусах) ограничителей скорости. Так же устанавливается уголовная ответственность водителей 'тяжелых' транспортных средств за вождение автомобиля свыше двенадцати часов. Аварии на дорогах - явление частое, и необходимо знать, как вести себя в подобных случаях.
Любая дорожная авария имеет два аспекта - первый: причинение физического ущерба пострадавшему; второй - причинение материального ущерба или порча имущества (автомашины). В обоих случаях пострадавшая сторона вправе требовать компенсации за причиненный физический, моральный и материальный ущерб. В этой связи возникают две разные проблемы, решение которых требует двух различных подходов.
Первая - это выплата компенсации за причиненный физический ущерб (телесные повреждения, разного рода травмы и т.д.). Нужно знать, что в Израиле в 1975 года действует закон, весьма прогрессивный и четко сформулированный, и в нем, в частности, сказано, что всем пострадавшим, находившимся в момент аварии в автомобиле, полагается компенсация, которую обязана выплатить страховая компания, где застрахована машина. При этом не имеет значения, кто является виновником аварии.
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадавшей стороной является пешеход, то ему выплачивает компенсацию страховая компания, где застрахована автомашина, причинившая пешеходу физический ущерб.
Израильское законодательство предусматривает возможность исключительных случаев при автодорожных происшествиях - к примеру, когда у водителя - виновника аварии - нет страховки на машину, или он не имеет водительских прав. Для решения проблем такого рода создана государственная организация 'Кармит', которая, после рассмотрения всех обстоятельств аварии, выплачивает компенсацию пешеходу, пострадавшему от действий водителя, не имевшего водительских прав. Если же так и не удалось установить, кто произвел аварию, или если водитель скрылся с места происшествия, пострадавший пешеход имеет право подать иск против 'Кармит' о возмещении ему физического ущерба.
Закон не позволяет водителю, не имеющему водительских прав, подавать иск о компенсации причиненного ему аварией физического ущерба. Однако, если он сумеет доказать, что не является виновником этой аварии, то может подать иск против страховой компании, где застрахована машина, ставшая причиной аварии.
Самое главное, что следует запомнить:
1) пострадавший должен обратиться к врачу с жалобами на полученные в результате аварии телесные повреждения и их последствия;
2) пострадавший должен подать жалобу в полицию.
Закон гарантирует пострадавшим в аварии полную компенсацию за причиненный ущерб - и физический, и моральный, и материальный.
Если в результате физического ущерба, причиненного аварией, пострадавший в течение определенного времени не работал, то страховая компания обязана возместить ему потерю зарплаты за указанный период времени.
Если пострадавший сумел доказать, что вследствие причиненного ущерба он понес расходы на лечение и медицинский уход, то страховая компания, где застрахована автомашина, должна компенсировать ему эти расходы.
Один из важнейших аспектов, связанных с компенсацией за причиненный аварией физический ущерб, это вопрос о будущем пострадавшего. Если в результате полученной травмы пострадавший стал инвалидом и утратил трудоспособность, что скажется на всей его дальнейшей жизни, то ему полагается компенсация с учетом расходов на лечение и уход. Размер компенсации определяется в зависимости от того, какую степень инвалидности установит специальная экспертная комиссия, которую должен пройти пострадавший.
Хочу подчеркнуть: в любом случае человеку, получившему физический ущерб в результате аварии, лучше всего обратиться к адвокату. При ведении подобных дел адвокаты не берут заранее плату за свои услуги, они получают определенный процент от суммы компенсации, выплаченной пострадавшему страховой компанией. В законе указано, какой конкретно процент от этой суммы адвокат имеет право получить. Величина процента зависит от стадии, на которой завершается дело. Если отношения со страховой компанией полностью урегулированы до передачи дела в суд, то пострадавший платит адвокату 8 процентов плюс н.д.с. от суммы компенсации, полученной от страховой компании. Если дело все-таки передано в суд, то выплата адвокату составит 11 процентов плюс н.д.с. от суммы компенсации. Если же страховая компания согласна выплатить компенсацию только после того, как по этому вопросу будет вынесено судебное решение, то по окончании процесса адвокат имеет право получить 13 процентов плюс н.д.с. от определенной судом суммы компенсации.
По закону полагается и компенсация за моральный ущерб, причиненный аварией. Такого рода компенсация выплачивается, даже если человек не пострадал физически и не понес денежных расходов на лечение. Закон определяет максимальную сумму компенсации за причиненный моральный ущерб - 130,000 шекелей (с привязкой к индексу), в случае, если морально пострадавший является 100-процентным инвалидом. В остальных случаях - если авария не причинила пострадавшему какого-либо физического ущерба - максимальная сумма компенсации за моральный ущерб, которую определяет суд, составит не более 13,000 шекелей (с привязкой к индексу).
В некоторых случаях физический ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, может быть определен как производственная травма. Если человек попал в аварию по дороге на работу или с работы, то это - производственная травма - так определяет этот вид физического ущерба служба национального страхования. В таких случаях, наряду с обязательным обращением к врачу и подачей жалобы в полицию, пострадавший должен подать иск в Институт национального страхования (Битуах Леуми) с тем, чтобы был признан сам факт получения производственной травмы. При этом пострадавший должен позаботиться о том, чтобы врач, к которому он обратился, выдал бы ему не стандартную, а специально предусмотренную для таких случаев справку, свидетельствующую о том, что это производственная травма, и что по данной причине пострадавший временно не может работать. Такая справка называется на иврите 'дмей бгия' и действительна на срок до 6 месяцев (максимум 182 дня), в течение которого Битуах Леуми выплачивает пострадавшему 75 процентов от суммы зарплаты, которую он получал на работе в последние три месяца, предшествовавшие производственной травме. По истечении 6-месячного или 182-дневного срока нужно обратиться в Битуах Леуми с просьбой назначить врачебную комиссию на предмет определения степени инвалидности. Решение этой комиссии определит дальнейшие отношения пострадавшего со страховой компанией. В любом случае нужно посоветоваться с адвокатом, чтобы получить квалифицированную консультацию, так как существует множество аспектов и нюансов в отношениях между Битуах Леуми, страховыми компаниями и самим пострадавшим.
Хочу еще раз подчеркнуть - если уж вам не повезло, и вы пострадали в дорожно-транспортном происшествии, вам в любом случае полагается компенсация, но следует обязательно обратиться к адвокату, тем более, что практически вам это ничего не будет стоить.
Что касается возмещения материального ущерба (повреждения автомобиля или другого имущества), то при этом важно установить, кто конкретно виновен в аварии. Если автомашина застрахована, нужно обратиться к своему страховому агенту или в страховую компанию. Страховая компания выплачивает компенсацию за причиненный материальный ущерб, и из этой суммы вычитается 'иштатфут ацмит' (то есть, личное участие владельца застрахованной автомашины). Можно также потребовать возмещения материального ущерба от виновника аварии. Бывает и так, что виновника аварии определяют на месте - к примеру, если впереди идущая машина пострадала от наезда сзади. Однако, в большинстве случаев участники дорожно-транспортного происшествия вступают в спор, и дело доводится до суда, который и определяет, кто является виновной, а кто пострадавшей стороной.
Если автомобиль, которому причинен ущерб, не застрахован, то его владелец может получить компенсацию только в том случае, если докажет, что не он является виновником аварии.
Есть и еще один аспект такого дела - уголовный. Тот, кого полиция посчитала виновником аварии, привлекается к суду за нарушение правил дорожного движения. Виновность или невиновность привлеченного определит специальный суд по дорожно-транспортным конфликтам - 'бейт мишпат ле таавора'. Подсудимому необходимо пригласить адвоката, который будет вести его дело и обеспечит ему квалифицированную защиту. Если автомобиль застрахован, то услуги адвоката оплачивает страховая компания. Но нужно знать, что дела такого рода относятся к разряду уголовных, и если авария серьезная, то виновника могут на долгое время лишить водительских прав. В любом случае без адвоката не обойтись - это следует всегда иметь в виду.
 
Со времён людоедства нравы очень огрубели...
	Подставь правую ягодицу,когда тебя бьют по левой...
	Психически больная совесть...
	И многое другое в новой книге Михаила Маковецкого 'Белая женщина'.
	http://www.psich.com